Politological club
ONU
Воскресенье, 19.05.2024, 19:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа


оптимизация сайта
Главная » 2010 » Март » 22 » Международный опыт политической оппозиции
17:54
Международный опыт политической оппозиции
Процесс формирования института политической оппозиции завершился в Восточной Европе преимущественно ещё во второй половине ХIХ ст. Там сформировалось либерально-демократическое представление про политическую оппозицию не только как про группу людей, неудовлетворенных действиями власти, и тех, кто пытается стать этой самой власть, но, прежде всего, как про интегральный        элемент процесса реализации народной воли, так же необходимы как власть и парламентское большинство. То есть, оппозиция стала восприниматься как элемент создан
 ия власти. А правовое урегулирование её деятельности есть одновременно юридическим условием обеспечения ротации политической власти, способом корректировки и ограничения власти большинства, одним из условий невозможности её абсолютизации.
      Основополагающий принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную тут дополняется так же распределением полномочий в парламенте между большинством и меньшинством. По этому поводу хочу привести цитату одного немецкого конституционалиста Д. Штейнберга, «толерантное отношение, признание, легитимизация и, в конце концов, институтализация парламентской политической оппозиции является наивысшим изобретением политической культуры.
      Важным является разделение политической оппозиции на системную и внесистемную, или на оппозицию режима конфронтации и режима кооперации. Главное различие между ними состоит в том, что для системной оппозиции, вместе со всеми выше упомянутыми признаками, характерное восприятие власти и нравственного большинства как конкурента. В то время как для внесистемной как врага.
Англия
       Исторически первой состоялась Английская модель, характерной чертой которой можно, наверное, считать предоставление статуса «оппозиция её Величества» не любой политической партии, которая не приняла участия в формировании органов власти, но меньше той, которая теоретически способна самостоятельно сформировать правительство. На что она и претендует. Эта Вестминстерская, как её называют, традиция была распространена так же на Австралию, Ирландию, Канаду, Новую Зеландию. На такую парламентскую оппозицию возлагается так называем
 ая функциональная триада : контроль, критика, альтернатива. Лидер оппозиции, которая формально утверждается главой государства – королевой, получает заработную плату. Оппозиционная партия формирует «теневой кабинет».
       Существует так же традиция обязательного представительства в парламентских комиссиях депутатов как большинства так, и оппозиционного меньшинства (интересно, что спикер в Великобритании не имеет право принимать участие в партийной работе. Более того - частным образом встречаться со своими однопартийцами).
      Однако, из такого распределения на «партию власти» и партию «оппозиции» совсем не вытекает, что представители других политических партий, которые прошли в парламент, но не приняли участия в формировании кабинета министров, не имеют никаких прав. Например, существует традиция резервирования определенных дней для дебатов, тематика которых определяется лидерами двух самых больших оппозиционных партий.
США
      Своеобразные традиции исторически сложились в США, которая так же считается страной с классической двухпартийной системой. В первую очередь требуется подчеркнуть что в США (где целесообразно применять термины «большинство» и «меньшинство» а не оппозиция) главное – распределение не между партиями, а между органами власти. Законодательство США не оперирует понятиями «права партии», там говорится про «права депутата». Больше того, президент не имеет гарантированной поддержки не в Сенате, не в Конгрессе, даже среди представителей
 своей партии. Он может быть избранным из партии меньшинства и оказаться в оппозиции к парламенту.
      Наряду с должностями и определенными обязанностями  как для представителей большинства, так и меньшинства, в Конгрессе существует правило включения в состав каждого комитета независимых конгрессменов и представителей второстепенных партий. Но количество этих мест в комитетах и подкомитетах устанавливается большинством. В дебатах половина времени традиционно отдается представителям меньшинства. Конкретно список спикеров при этом  утверждается её лидером. У сенаторов вообще нет ограничений по времени. Чем представители меньшинства часто пользуются для блокировки работы Сената.
Германия
        В Германии новая модель непосредственной институтализации оппозиции появилась в 1970-1990 годах.
       Возникли новые формы регулирования этого вопроса. Можно назвать такие основные формы:
•       Оппозиция является важной составляющей парламентской демократии( Берлин, Гамбург, Шлезвиг-Гольдштейн, Саксония, Тюрингия)
•       Уравнивание в возможностях большинства и оппозиции (Берлин, Маркленбург, Нижняя Саксония, Саксония, Тюрингия)
    Цели у оппозиции следующие:
1.      Критика программ и действий власти (Гамбург, Шлезвиг- Гольштейн)
2.      Создание политической альтернативы.
     Так же у оппозиции в некоторых случаях имеется финансирование со стороны государства ( нижняя Саксония, Тюрингия, Саксония-Ангальт)
      Следует отметить что  ни конституция Германии, ни регламент Бундестага в принципе не оперируют понятиями «большинство парламента», «фракция правительства» или оппозиции.
Португалия
      Более всего прав закреплено за оппозицией в Конституции Португалии, принятой после революции 1974 года. В соответствии с ней оппозиции дается право на систематическое получение информации про состояние дел, важных для общественного мнения. Оппозиция так же имеет гарантии на представительство, согласно численности фракции, в парламентских комиссиях, обязательное её прослушивание при формировании повестки дня, право требовать обсуждение во время каждой сессии.  Кроме этого португальский парламент принял два закона: от 5 августа 1971
 года про правовой статус оппозиции и от 5 сентября 1986 года про гарантии права оппозиционной партии на выступление. Так же следует отметить что за свою демократическую радикальность Португальская модель не получила поддержки за приделами страны.
Литва
     В многопартийной Литовской республике смысл, который вкладывается в термин «оппозиция», и права оппозиции определяются в Уставе Сейма. В частности «оппозиционными считаются такие фракции (или коалиции), в политических декларациях которых (объявленных в Сейме) изложены положения, которые отличаются от принятых большинством Сейма. Огласить себя оппозиционными могут так же «фракции или коалиции членов сейма, которые не согласны с программой правительства».
    Среди прав, закрепленных за литовской оппозицией, - право на должность одного заместителя главы Сейма; право на должность главы или его заместителя парламентского комитета по вопросам бюджета и финансов (эта особа выбирается большинством голосов среди членов оппозиции); право определять порядок работы внеочередного заседания каждый третий четверг; право не меньше чем раз в две недели проводить пресс-конференции; право первого выступления при рассмотрении в Сейме программ и отчетов правительства.
    Особыми привилегиями наделен так же лидер оппозиции. Он входит в правление Сейма и имеет право на внеочередное выступление во время дискуссии (такое же право есть только у президента, главы Сейма и премьер-министра); Лидер оппозиции может так же в срочном порядке предлагать на рассмотрение проекты законов и решений сейма и получает за свою работу дополнительный заработок, установленный законом.
Скандинавские страны
     В Норвегии права оппозиции закреплены не в Конституции, а в Акте про парламент. Так, руководящие органы обеих палат распределены между фракциями пропорционально с полученными мандатами, что дает оппозиции возможность доступа к регулированию работы законодательного органа. Существует так же система депутатских запросов к правительству, которое обязано отвечать на них в течении двух месяцев.
     Большое влияние в Норвегии, Финляндии, Швеции (где отношения между большинством и меньшинством так же регулируются регламентом) имеют контрольные комиссии, состав которых формируется соответственно к количественному составу фракций. В Швеции это конституционная комиссия, в Норвегии – комиссия, контролирующая работу правительства и протокольная комиссия. В  Финляндии – финансовая комиссия.
Италия
     В Италии так же существует интересный обычай относительно оппозиции. Глава палаты депутатов выбирается из оппозиции.
Франция
      Во Французской конституции закреплены достаточно широкие права относительно деятельности правительства. Хотя среди европейских конституционных моделей французская считается самой консервативной.
      Оппозиция имеет право обращаться в конституционный совет для проверки конституционности принятых законов или решений. Для этого её требуется собрать голоса 60 депутатов или 60 сенаторов. Так же, посылаются запросы в правительство, на которое оно должно дать ответ в течении двух месяцев. Для этого раз в неделю проводится специальные заседания, освещенные запросам к правительству, время выступлений на которых распределяется между фракциями пропорционально их численности. Эти заседания показывают по телевидению. За год делается тысячи запросов. Лидер оппозиционной фракции может поднять вопрос про окончание заседания, проверку кворума, по именное голосование. Это обеспечивает оппозиции возможность тормозить или блокировать законодательные инициативы правительства. Важно, что состав президии Национальных сборов отображает состав палаты.
      Существует традиция встреч президента с оппозицией согласно другой, так же не закрепленной традиции, при создании парламентских следовательных комиссий в их состав входят представители всех политических групп.
Польша
В Польше так же есть нормы, благодаря которым оппозиция имеет определенные полномочия. В Сейме есть так называемый Конвент Сеньоров(Совет Старейшин) , в состав которого входят главы всех фракций в том числе и оппозиционных. Созывается эта Рада по требованию любого из её членов.
Появление организованной политической оппозиции в Польской Народной Республике в 1970-е годы отразило кризисное состояние польского государства и общества. Неоднократные акции протеста в 1956, 1968, 1970, 1976 и 1980 годах свидетельствовали об углублении социальной и экономической нестабильности на протяжении длительного послевоенного периода развития ПНР. Несмотря; на локальный характер большей части этих выступлений, они подвергали сомнению как политику ПОРП, так и провозглашённый ею «народно-демократический» характер Польской Народной Республики. В социалистическом государстве забастовка приобретала особое политическое звучание, так как, по сути, отрицала основополагающие принципы социалистической организации производства. Неслучайно акции рабочего протеста имели серьёзные: политические последствия. Смена лидеров польского государства и правящей партии, происходившая на волне рабочих выступлений, свидетельствовала о действительных масштабах кризиса, охватившего не только социально-экономическую, но и политическую сферы.
Череда отставок указывала на неспособность польского руководства дать полякам «хлеба и свободы». А использование против забастовщиков милиции и войск дискредитировало как власть, так и принципы социалистического государства в глазах польского общества, которое постепенно, освобождалось от пассивности и беспомощности. Забастовки 1956, 1970, 1976 годов были ярким проявлением так называемой «демократии отчаяния» - единственной на тот период времени реальной возможности воздействия на государственный аппарат.
 Развитие же общества в сторону реальной демократии, основанной на идеях гражданского общества, политических свободах и парламентаризме, оказалось тесно связано с деятельностью организованной политической оппозиции, которая состояла преимущественно из представителей интеллигенции и лиц свободных профессий.
Возникновение первых оппозиционных организаций хронологически связано с забастовкой 1976 г. в Варшаве и Радоме. Она стала поводом для организационного сплочения польских диссидентов, выступивших с критикой социально-экономического и политического курса правительства ПНР, а также ее международных союзов, не отвечавших, как считали противники режима, национальным интересам. Недовольство политикой ПОРП стало отправной точкой для выработки альтернативной программы развития Польши, программы обновления или «одновы», как говорят поляки. Поддержав очередную забастовку в августе 1980 г., оппозиция возглавила движение за реформы, главным достижением которого стало создание независимого профсоюза «Солидарность», а затем и смена режима власти в 1989 г.
Важной стороной деятельности польской оппозиции было её активное участие в выработке новых подходов в сфере международной политики, призванных изменить место Польши в системе внешнеполитических союзов. Предложения, изложенные в программах и декларациях, а. также международная деятельность оппозиции отражали её: внешнеполитические взгляды и оказали значительное влияние на развитие Польши. Некоторые проблемы международного характера, поднятые польской оппозицией ещё в середине 1970-х гг., встали перед страной в практической плоскости в конце 1980-х- начале 1990-х годов.
Существенным элементом внешнеполитической программы польской оппозиции была германская проблема. Оппозиционные деятели не могли обойти вниманием; перспективу объединения двух германских государств и связанный с этим вопрос о границе между Польшей и единой Германией.
Важным направлением деятельности оппозиции в ПНР было налаживание связей с профсоюзными центрами западных стран,- а также поиск: союзников в Восточном блоке.
Таким образом, в сфере внимания польского оппозиционного движения оказался широкий круг вопросов, затрагивавших как сферу «большой политики», так и сотрудничество с потенциальными союзниками на Западе и Востоке.
Значительное, место в формировании нового видения международных проблем занимала польская политическая эмиграция, а также политические круги Запада. Польская оппозиция относила их к числу идейных и политических союзников в борьбе за решение острых внешнеполитических вопросов. Предложения польской оппозиции, учитывая геополитические условия послевоенного мира, ослабляли влияние СССР в Европе, а значит, находились в русле военно-политической стратегии США и их западноевропейских союзников.
Развитие политической оппозиции в ПНР в 1976-1989 гг. стало одной из наиболее ярких страниц в послевоенной истории Польши и всей Восточной Европы. Впервые в социалистическом лагере идеи недовольства политическим режимом обрели институциональную форму оппозиционного движения, которое в отличие: от Чехословакии, Венгрии, СССР и других стран, действовало на системной основе. Польская модель сопротивления политическому режиму оказалась наиболее эффективной и плодотворной как с точки зрения промежуточных результатов (образование независ
 имого профсоюза «Солидарность»), так и конечных (формирование правительства Т. Мазовецкого), а потому заслуживает пристального внимания.
Деятельность оппозиции в ПНР с самого начала не ограничивалась национальными границами польского государства. Её внешнеполитические инициативы всегда имели широкий международный резонанс. Не являясь субъектом международных отношений, оппозиция зачастую оказывала влияние на политику ведущих стран мира и их взаимоотношения. С другой стороны, в представлении СССР и США оппозиционное движение в ПНР становилось ещё одной точкой противостояния в «холодной войне», что выводило его в центр европейских и мировых проблем, превращало в фа
 ктор «большой политики». Поэтому в программах и деятельности оппозиции в ПНР нашли отражение как наиболее острые вопросы европейской геополитики, так мотивы европейского направления внешней политики СССР и США.
Период 1976-1989 гг. — один из наиболее драматичных и насыщенных событиями отрезков в истории развития ПНР. Поэтому без характеристики политической оппозиции невозможно понять суть разворачивавшихся в это время событий; приведших в конечном итоге к падению коммунистического режима в Польше.
Наличие организованной политической оппозиции в странах с развитой парламентской демократией - явление обычное и естественное. Однако в государствах, где реальный политический плюрализм невозможен, деятельность оппозиции приобретает черты политического феномена. Оппозиции в ПНР стала важным признаком пробуждения гражданской активности, формирования основ реальной правосубъектности общества, что остаётся актуальной проблемой для ряда общественно-политических систем современности.
Просмотров: 1396 | Добавил: shket | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 6
6 Kondratii9278  
0
тут на блоге можно взглянуть на огромный ассортимент умных статей про http://ublaze.ru/forum/ftopic1084.html - настройка ресивера gs 8304

5 Julia3696  
0
на вышеприведенном интернет-ресурсе подобран огромный набор умных статей о ` http://www.infosuper.ru/ - Деньги.

4 Margarita9611  
0
Вітаю . Уявіть , я вже 1 рік відкриваю сайти оперою , і лише вчора дізналася про те , що для неї можна встановити розширення ! !У мене єhttp://www.opera-all.com/ - _відмінна ідея , а саме : давайте почнемо ділиться ними !
 
P.S. Я запостив в розділ this - Туди ? Якщо ні, перемістіть !

3 GueniGisseWer  
0
Ми раді вітати на даному ресурсі ! Ми вже багато років займаємося продажем копій кросівок Nike Air Max, New Balance та інших .
 
Гарантією нашої бездоганної роботи є велика кількість задоволених людей , які вчинили угоди в нашій групі вконтакті.
В даний час хітом продажів є [ url = http://john-shop.ru/ - інтернет магазин кросівок [ / url - , які можна замовити на ресурсі http://john-shop.ru/ .

2 Larisa5748  
0
на блоге http://www.justlady.ru/articles-150292-kak-zanimatsya-yogoy-doma - сайт подобран большой выбор интересных статей на тему красоты. на вышеприведенном блоге все статьи предоставлены абсолютно бесплатно.

1 Nadeawarien  
0
тут на официальном интернет-сайте [url - http://ublaze.ru/ собран громадный ассортимент эксклюзивных статей. на тему http://ublaze.ru/forum/ftopic1129.html - Настройка программы SlyControl. тут на данном веб-портале все публикации выложены бесплатно и без регистрации.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Календарь
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz